Властелин духа

Тянь-Шань завораживает своими масштабами и иными чем на равнине формами жизни. Здесь много вершин высотой более 6000 м. Лишь незначительная часть этого района лежит на территории Киргизии и Казахстана, большая же – на территории Китая. Однако даже то, что открывается взору с вертолета на Киргизской территории - это целая планета. Киргизская часть высотного Тянь-Шаня – это хребты Тенгритаг, Кокшаалтау и Меридиональный хребет на участке от Мраморной стены до пика Рапасова. Самая красивая, загадочная и выдающаяся в рельефе гора - Хан-Тенгри. С тюркского - Властелин Неба или Властелин Духа (наверное, Неба - в смысле Духа, он же на небе). Переводов много - кому как нравится, но дух захватывает во всех смыслах. Сама гора оживает на закате и…  Киргизы и казахи издревле называли гору Кан-Тоо (от тюрк. “кан” – кровь, “тоо” – гора). Объясняется тем, что под красноватыми закатными лучами солнца верхняя часть вершины становится почти красной, а тени от проносящихся над ней облаков создают подобие стекающих с нее кровавых струй…

Самый крупный ледник в Тянь-Шане – Южный Иныльчек, где и расположена наша база. По нему наш пусть до горы. Вот он красавец!

Короткий сезон здесь два месяца - июль-август. В районе озера Мерцбахера от южного иныльчека ответвляется его северная ветвь – северный Иныльчек. Итак, нас - 8 человек. Четверо из Москвы, 4 - из Норильска. Но все зовут нас на базе просто “Норильск”.  “Норильск, ответьте базе…”

Но сначала мы целый день ехали на микроавтобусе из Бишкека в Каркару. По пути остановились на Иссыкуле и искупались в этом знаменитом озере. Но было ветрено… и волны с перехлестом…

Ночью приехали в Каркару. Шел дождь, нас поселили в юрту. Утром дождь продолжился. Туман. Вертолет не полетел…

cimg3436.jpgЛагерь Каркара стоит прямо на казахско-киргизской границе. На снимке справа за речкой, где дома - Киргизия, а высокий берег - Казахстан. На третий день погоду дали и вертолет перенес нас на 4000 м на южный иныльчек.

Еще не сгоревшие, неуставшие, наивные и счастливые фотографировались мы на фоне Хан-Тенгри, горы, которой будет посвящен месяц жизни в этом безрастительном ледяном мире…

Перетаскали вещи, эйфория от видов гор, от прилета на место, от красивейших панорам быстро сменилась сильной головной болью, мутило и местами кружилась голова. Сидеть было еще хуже, я стал ходить кругами вокруг палаток. Чуть позже ко мне присоединился Вард. Две тени двигались кругами вокруг палаток под шутки норильчан, потягивающих киргизский коньяк…

К вечеру боль отпустило, съели таблеток и выпили коньяка, не знаю уж что помогло больше… на второй день было легче… И пора было начинать предварительные тренировки. Надо было вспомнить некоторые навыки и проверить отдельных членов команды.

Надюха отлично освоила ходьбу на передних зубьях и дюльфер. А я сломал от усердия “кошку”. Тем временем солнце припекало все сильнее и сильнее. Пришлось принять меры.

Но гора ждала нас и на 4 день мы наконец вышли в аклиматизационный выход на 4 200 м. после него еще через день пошли дальше. отметка 5800м была зловеще освещена рассказами старожилов о опасных лавиноопасных= местах. Возможно поэтому на лагере 4200м мы сидели 4 дня не решаясь выйти (официально - шел снег) и наблюдая на соседней стенке сходы небольших но очень шумных лавинок.

Наконец, вышли. 1 ночи, даже в 0.40 мы двинулись наверх по леднику. Предстояло в ночи проскочить лавиноопасный участок ледника Семеновского, где периодически сыплет с пика Чапаева и самое главное - узкое место среди трещин и сераков на высоте 4900-5100 - т.н. “бутылку”, где все время кроме лавин присыпает еще и камнепадами… На следующей фотографии виден практически весь опасный участок и “бутылку”.

Через 5 часов подъема мы были не такие бодренькие, цвет лица у девчонок поменялся на зеленый, да и я чесговоря дышал через раз…

…да и остальные…

Выбрались из “бутылки” на рассвете (на снимке видно, что солнце уже осветило верхушки гор) и сразу повалились на снег…. Поспали немного и поползли на 5300 м. Там и поставили палатки.

Пошел 5 день восхождения (с учетом отсидки на 4200 м). Утром припекло. На “сковороде” между 5300 и 5800 распарило и мы тащились едва передвигая ноги почти еще 4,5 часа. Это больше чем ходят спортсмены из нашего лагеря фирмы Аксай-Тревел. Но мы же не спортмены… Мы тащили свой дух к Властелину духов и притащили наконец. Перемычка между Хантенгри и пиком Чапаева находится на высоте 5800 метров. ОТсюда люди уходят на вохождение. Сюда приходят с севера с казахской стороны. Здесь мы поставили палатки и стали расширять пещеру, вырытую предшественниками (за 2 дня до нас). Но спать в ней пока не стали…

Две ночи проведенные на 5800 м дали хороший заряд бордрости. В последний вечер мы втроем Надежда, Саня и я вылездли на перемычку и прошли по ней вдоль снежных карнизов. Надежда и Саня фотографировали, я следил за ними (Дима Греков, начальник лагеря строго наказывал “близко к краю не подходите!”). Фотографиии получились удивительные. Облака, выше облаков Победа и небо. Синее…

Пик Победы, кстати, считается самой бедовой горой. Гибнут здесь часто, выносят мертвых редко.  Потому, что выйти из тех мест самому человеку сложно, а вынести еще тело… От Важа Пшавелла (Западная Победа) до главной вершины 3,5 км надо идти на высоте 7 км. И обратно столько же (классический маршрут). Не каждый может вздохнуть полной грудью. А тут идти надо. В этом году например, приехали свердловчане (веселые такие, притащили баян на ледник, с частушками) снимать тело товарища, которое лежит там спрошлого года. Под Победой люди люди лежать целыми командами… Но это совсем другая история. Наши норильчане собирались на Победу после Хана, но выпало столько снега, что лавинами снесло оттуда всех первопроходцев (корейцы пытались зайти первыми) и все команды все начало августа сидели ждали пока растает снег (выпало под 2 метра)…

…А мы проделали с аклиматизации обратный путь до 4200 за 2 с небольшим часа и уже в 6 утра завтракали. Еще через 3 часа были в базовом лагере. Здесь все расстаяло. Ландшафт изменился. Ледник посерел и покрылся сетью ручьбев и речушек. Снег полностью вытаял из под палаток, под ногами лежали плоские обломки сланцев из моренных накоплений.

Вообще здесь на леднике солце играет преимущественно черно-белыми оттенками, однако россыпь солнечного золота на ледниковой поверхности создает немыслимые инопланетные цветовые сочетания.

Через три дня у нас стало джостаточно сил чтобы снова смотреть наверх и собрать рюкзаки для главного выхода. Надежда резонно заметила, что для ее альпинистского опыта (до сих пор не превышавшего 2000 м) одного подъема на 5800 достаточно. Маринка, остала еще на первом выходе. Значит на восхождение нас идет шестеро. Сборы, фотографирования, напутствия. Обгорелые лица уже почвти не скрываются под марлей…

Вышли. Снова лагерь 4200. Теперь все знакомо. Кипятим чай. Замечаем что по леднику идут еще трое. Оказались Словаки. Двумя днями раньше наверх ушли еще двое польских ребят. Поболтали. Легли. Ночью вышли. На второй раз бутылка далась легче. 4 часа Мы на 5300. А вот на сковороде всем пришлось жарко. Группа из кузбасса, мы, какие то люди из Череповца. В итоге на склоне люди растянулись на всем протяжении. Ктото сидит, ктото еде идет, ктото вообще лежит прямо на тропе…

К вечеру все собрались и пошел снег. Он шел сутки, согнул буквально палатки в дугу, и в итоге пришлось всем перебираться в пещеры. Все рыли, расширяли имеющиеся, к вечеру второго дня все уже жили в пещерах. Довольно населенно, учитывая высоту. На фотографии пещеры видны едва заметными выемками на снегу вдоль тропы…dscn0806.jpg

…Но внутри было довольно уютно…

Ночью пещеру замело. Так что Вовчику пришлось вставать и откапывать вход. Все остальные так и не проснулись (Вовчик злился)…

На следующее утро, зашел знакомый инструктор в пещеру и сказал, что в такой ветел на гору идти нельзя. Сдувает с гребня. Но нас уже поджимали сроки и мы втроем вышли. Я, Саня и Вовчик. Остальные решили пойти на следующий день.  Час (!) мы пробирались сквозь снежные заносы к веревке (примерно 100 метров, но снегу навалило по грудь). Наконец выбрались на перемычку. Еще 4 часа тропили и добрались до 6100 м. Дальше Саня пошел один. Он всетаки инструктор по лыжным гонкам и горному туризму и сил у него было чуть больше. Мы же пройдя еще немного, решили, что хватит. Ошибка - сказал Вова - в том, что надо было послушать мудрого Диму Грекова и взять палатку и спальники на 6400. “Тогда все смогут взойти!” - Дима подщчеркнул это. Позже мы акцентировали на этот не раз - наджо было делать промежуточный лагерь на 6400. Тыда мы бы доползли, а утром… Но утра уже не было, мы спускались кинув взгляд на другую сторону Хантенгри, где уже спускались испанцы, остановленные непогодой. Они спускались маленькими точками по северной стороне пика Чапаева в Казахстан. Где то вверху полз Сашка, одержимый вершиной, но уже без команды один, полный здоровья, но прижимаемый цейтнотом… А вокруг раскинулся Тянь-Шань. Прекрасный и не объятный.

…В пещеру мы пришли часа через три. еще засветло. А Саня не дошел до вершины около 100 метров и вернулся около часа ночи. еле дышал… Но живой.

Утром спуск. Снегу много, идти трудно даже вниз. И обратный спуск занял почти целый день. Ледник раскис, но мы не стали и к ужину дошли. Девчонки нас встретили по дороге за час до дома (здесь все расстояния мерят часами, а не километрами) и проводили.

А дома плов, коньяк, баня. Нас ждали на базе. Повара приготовили вкусностей, потом пришли свердловчане с баяном и гитарой. Частушки под коньяк (баян на 4000 м !), обмен адресами, фотографиями. В общем вечер удался. Утром мы улетали в Каркару. Весь персонал провожал Норильскую группу, кто теперь будет зажигать по вечерам… На память лагерю мы оставили гитару…

Но мы еще встретимся!

hardcore sex booty ass teen xxx blues music amateur sex