В маленькой высокогорной деревне живут люди. 3 месяца в году гуляют, танцуют, веселятся, охотятся, рожают детей и радуются жизни. А 9 месяцев в году с первым снегом провожают родственников вниз на большую землю, запираются в домах и дрожат от страха. Страха быть погребенными заживо под лавиной.
В деревне традиция и суровые общественные законы. Нельзя кричать. Крик провоцирует сход лавины. Нельзя рожать детей – роженица и ребенок кричит, запрещен любой шум. И преждевременно собравшаяся рожать женщина по постановлению старейшин укладывается в гроб заживо с завязанным ртом и погребается. Закон суров, но что делать, ведь надо спасти жителей?! Все чтут закон и общество. Был один случай лет 50 назад, но «та смерть больше никого не забрала». Бабушка помнит. «Самые жестокие законы все равно для счастья людей», уверяет вполголоса она внука...
Спектакль «Лавина» в театре «Шалом» смотрится на одном дыхании, до последней сцены вгоняя в оцепенение. Артисты играют так реалистично, что становится жутко, и хочется крикнуть «Что же вы люди! Страх лишил вас разума». Эту мысль и передает главная героиня, приговоренная сегодня старейшинами и собственной семьей к жуткой смерти, потому что ребенок не хочет ждать еще месяц - роды преждевременные.
Сюжет-притча о далекой маленькой деревне. Но почему весь зал в таком жутком оцепенении?! Или все мы живем в этой деревне в постоянном страхе, говоря вместе с актерами вполголоса, объясняя друг другу, что иначе всем крышка. Собственно, и семья на сцене, кроме жертв – главных героев, и вся деревня уже давно умерли в серой желеобразной массе вяжущего страха. Они фальшивы и искусственны. Они забыли о своих «пороховницах» кроме сумасшедшего деда, когда-то сдавшего своего брата, который не мог молчать, а теперь сам дед пытается кричать перед образом погубленного молодого брата (отсылка к каину и авелю?).
И родители, сдавшие беременную девушку палачам, «а иначе нельзя, такова традиция…» (отсылка к шварцевскому дракону), «но ты ведь на меня не сердишься», спрашивает мать сына, только что приговорившая свою невестку к закланию. Но и невестка понимает - иначе нельзя. "Не сержусь, просто мне очень страшно..." Ей страшно, что ее закопают живьем.
Режиссер с прозекторской точностью анатомирует страх, как главную жизне-, точнее смертеобразующую основу общества. Страхом отравлено уже много поколений. Старшее сходит с ума или безнадежно зомбировано. Среднее (родители) больше самой лавины смертельно боится осуждения односельчан, этого «что люди скажут», так сильно, что сдают дракону собственных детей и неродившегося внука.
Из всей деревни мертвых людей живыми остаются только молодые наивные молодожены (Александра Ахметзянова, Федор Бычков).
Они и оставляют надежду на жизнь и оттепель.
Московский еврейский театр «Шалом». Режиссер Сойжин Жамбалова из Бурятии по пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу.
Постановка сильная.
Хорошая актерская игра.
Саундтреки трепещущие.
Вышли потрясенные.
Идите.